Королева-сцена

46b8d1f2ee96

Модный ныне термин «модернизация» прочно входит даже в сферу творчества, искусства, и мы беседуем с директором Городского Дворца Культуры Виталием Сергеевичем Пикаловым о техническом перевооружении сцены — той самой знаменитой на всю область профессиональной сцены ГДК, вокруг которой во многом сосредоточится культурная жизнь обнинцев в новогодние праздники.

Сцена – центральное место во Дворце культуры, как алтарь в храме, куда позволено входить лишь избранным. Таинственное закулисье, как зазеркалье, где непосвященному так легко заблудиться. Огромное сценическое хозяйство, спрятанное от посторонних глаз. Все эти невидимые механизмы, которые приводят в движение занавес, производят смену декораций. Яркий свет, откуда-то из неведомых углов прорезающий тьму зрительного зала. И, наконец, само действие на сцене – то, что, собственно, и предназначено видеть зрителям. Мы с директором Дворца культуры Виталием Пикаловым проделали обратный путь – из зрительного зала за кулисы.

В тот день шли последние репетиции красочного шоу, которое коллектив ГДК готовит к новогодним праздникам. Блестит-переливается под огнями софитов убранство сцены, непривычно пусто в зале. А за кулисами кипит работа: кнопками на пульте управления приводятся в движение подъемники, на которые крепятся декорации. «Раньше все делали вручную», — говорит Виталий Сергеевич. Поднимали и опускали с помощью пеньковых и стальных канатов так называемые штанкеты – металлические штанги, на которые крепятся декорации. Ручное «управление» выглядело примерно так: из-за кулис кричали: «Дядя Вася, опусти седьмой штанкет…», и дядя Вася отсчитывал нужный номер и крутил лебедку. Причем, работу эту выполняли люди далеко не молодые.

Сегодня этот процесс компьютеризирован: установили датчики, вывели на компьютер, заложили программу, которая позволяет управлять процессом смены декораций. Кроме того, удалось оснастить сцену стационарным экраном, тоже управляемым с компьютера. И теперь смена изображений на экране дополняет зрительные эффекты любого мероприятия. Хорошо бы «задник» тоже автоматизировать», — мечтает вслух Виталий Пикалов, показывая огромное 24-метровое полотно на стальном каркасе, полукругом ограждающее сцену сзади. Чтобы вручную поднять его или опустить, требуются усилия сразу трех человек.

Только находясь в кулуарах сцены понимаешь, какое это мощное по масштабам и техническому оснащению сооружение. Далеко ввысь уходят те самые стальные канаты, где под потолком рядами расположились штанкеты – 36 штук! Все это оснащение способно одновременно поднимать-опускать до 20 тонн! По периметру – узкие балконы в три этажа для технического обслуживания сцены. Высота сцены, по словам Виталия Сергеевича, позволяет даже выступать здесь воздушным гимнастам.

Почти 40 лет, с момента ввода в эксплуатацию Дворца Культуры, все механизмы работали исправно. Да и огромный ресурс был заложен изначально – сцена по тем временам была уникальной, вобравшей в себя все передовые технические достижения того времени. Но подошел срок, когда даже металл «устал», износились и менее прочные материалы. Тот же «задник» недавно пришлось заменить — он буквально рассыпался. Роскошный занавес – тоже приобретение последних лет.

«Пока модернизировали сцену процентов на 50, в рамках выделенных на ее реконструкцию средств, — говорит Виталий Сергеевич Пикалов. Он считает «техническое перевооружение» сцены одним из главных достижений последних двух лет и мечтает продолжить ее. На этот раз на очереди — режиссерский пульт, с которого управляют всем техническим обеспечением действия, происходящего на сцене – светом, звуком и т.д. Сейчас в нем задействованы порядка 9 человек — осветители, звукорежиссеры, рабочие сцены.

5f03c466c80e

Виталий Сергеевич был поражен масштабами и техническими возможностями сцены ГДК, когда 11 лет назад возглавил это замечательное учреждение культуры. Но чувствовалось, что долго не было у Дворца культуры хозяйской руки и все постепенно приходило в упадок. Сегодня о состоянии помещений тех лет можно судить лишь по маленькому участку коридора на 3-ем этаже, где сейчас завершается ремонт. Стены, крашеные когда-то масляной краской, облупившейся от времени, убогие полы, облезлые двери… . О тогдашнем состоянии труб, теплосетей и говорить не приходится. Все пришлось менять, ремонтировать, приводить в порядок, чтобы Дворец, наконец, приобрел черты истинного храма искусства. И сегодня внутреннее убранство Дворца, отделка помещений отвечает самым взыскательным вкусам. Ведь оно выполнялось по проекту известного обнинского архитектора Татьяны Мисюревой.

Одновременно пришлось заниматься Виталию Сергеевичу обновлением оборудования: Дворец все-таки, прежде всего, должен выполнять свои культурно-просветительские функции. И техника – это дополнительные возможности усилить выразительность средств сценического искусства. Лет пять назад установили итальянский пульт управления светом. Причем, приобретали его с запасом, на перспективу, ведь техника быстро морально устаревает. «Полностью возможности пульта пока не задействованы – не хватает осветительных приборов, к этому будем подходить поэтапно», — говорит Виталий Сергеевич, который старается все делать с запасом, на долгую перспективу. И даже молодых ребят-«технарей» пригласил на работу, чтобы по максимуму использовать и имеющиеся и будущие технические возможности сцены. А в целом, по словам Виталия Сергеевича Пикалова, творческие «единицы» во Дворце культуры – артисты народных коллективов, аккомпаниаторы, режиссеры и пр. – составляют процентов 45 от общего числа работников ГДК. Остальные 55% — те, кто обеспечивают возможность творить, проводить мероприятия, в том числе, городского масштаба.

«У нас уникальный коллектив – что техническая служба, что творческие коллективы, — говорит Виталий Сергеевич. – И выражение «коллектив единомышленников» – это про нас». Конечно, по традиции на новогодний «корпоратив» соберутся всем коллективом. И не надо приглашать никаких музыкантов, ведущих. «Люди у нас творческие: каждый сыграл, спел, станцевал – вот и полноценный концерт», — говорит Виталий Сергеевич, а напоследок спрашивает: «Хотите увидеть счастливого человека?», и, не дожидаясь моего кивка, сам отвечает: «Так вот это – я».

Елена Колотилина

Both comments and pings are currently closed.

Комментирование закрыто.

Яндекс.Метрика
afisha