Космические технологии в народном хозяйстве

kosmos

Советская программа освоения космоса в свое время обеспечила нашей стране высокий уровень технологического развития, способствовали созданию новых отраслей науки и техники. Достаточно сказать, что технологии с применением композиционных материалов, создававшиеся для космического корабля многоразового использования «Буран», предопределили развитие многих перспективных направлений, связанных с использованием композитов. Обнинское предприятие «Полет» первым в России начало внедрять ракетно-космические материалы и технологии в народное хозяйство, в основном, на железнодорожном транспорте.

Группа специалистов во главе с доктором технический наук, профессором Валерием Тихоновичем Щербаковым организовали НПП «Полет» на базе ОНПП «Технология» в далеком 1990 году. Это были те самые специалисты, которые в свое время принимали участие в создании космического корабля «Буран», а также интерьеров пассажирских самолетов.Занимаясь композиционными материалами и конструкциями, предприятие «Полет» начало искать им применение в народном хозяйстве,первым в России взялось за внедрение композиционных материалов на железнодорожном транспорте в оформлении интерьеров вагонов,задав тон в этой сфере на долгие годы вперед.

«Пригодился наш опыт применения композиционных материалов в интерьерах самолетов, где эти конструкции давно заняли лидирующие позиции благодаря своей легкости, прочности, долговечности и возможности придавать им любую форму», — рассказывает Валерий Тихонович. От железнодорожных вагонов благодаря накопленному опыту постепенно перешли к применению композитов в кабинах управления тепловозов и электровозов.Активно развивать эти направления позволило наличие собственной производственной базы.

Помимо двух зданий в промзоне Мишково, НПП «Полет» располагает площадями в Ермолино, Белоусово. Основные же производственные площади, где осуществляется серийное производство, компания стремится приблизить к заводам, которым поставляет свои изделия. Крупный цех по производству модульных кабин для электровозов размещен в Шахтах Ростовской области, а также в Воронежской области. Создан филиал в 40 км от Новочеркасского электровозостроительного завода.

В целом на сегодняшний день в группу предприятий «Полет» входят 4 предприятия общей площадью 20 тыс. кв.м., в них трудится около 600 человек. (НПП «Полет», ООО «Полет-сервис», «Обнинский центр модульных конструкций» и «Инженерный центр композиционных материалов»).

Их создание обусловлено расширением деятельности компании, появлением новых направлений. В частности, сейчас ведутся новые разработки, связанные с использованием композиционных материалов и конструкций в изготовлении модулей для пожарных машин. В сотрудничестве с зарубежной компанией «Альстом» разрабатываются конструкции для трамвайных вагонов. Осваивается новое направление, связанное с разработкой конструкций для вагонов метрополитена и изделий для электротехнической промышленности.

kosmos1

Одна из последних разработок компании «Полет» — гибридный тепловоз, оснащенный двумя источниками питания — дизель-генератором и силовыми аккумуляторными батареями, что позволяет существенно экономить топливо. Первый такой тепловоз уже можно увидеть в действии здесь же, рядом – на площадке металлургического завода в Ворсино. Наличие двух источников питания обеспечивает его бесперебойную работу все 24 часа в сутки.

Вся продукция НПП «Полет» основана на собственных инженерно-конструкторских разработках. Поэтому с самого начала на предприятии был создан конструкторский отдел, своего рода «мозговой центр» предприятия, где ведутся новые разработки, которые затем внедряются на производство. Теперь имеется целое подразделение – «Инженерный центр композиционных конструкций», возглавляемый Онегой Владимировичем Легостаевым. «Работаем в современной системе проектирования 3D, — поясняет он. — Созданная трехмерная модель передается на станки с ЧПУ, изготавливаются мастер-модели, по которым делаются матрицы, на основе которых уже идет изготовление конструкций из композиционных материалов».

Активное сотрудничество с крупными иностранными фирмами помогло предприятию провести сертификацию производства по международным стандартам, выйти на новый уровень качества продукции и обеспечило выход на зарубежный рынок. Как раз в тот день, когда мы беседовали с Валерием Тихоновичем, на предприятие приехали представители французской компании, заинтересованные во внедрении композиционных конструкций НПП «Полет» при производстве кабин электровозов.

Деятельность компании «Полет» на отечественном рынке – уникальное явление, поскольку в целом Россия пока заметно отстает от запада в масштабах применения композиционных материалов. Стремясь сократить разрыв, Правительством РФ принята программа, предусматривающая расширение применения композиционных материалов и рассчитанная до 2020 года. Заметное внимание отрасли, связанной с композиционными материалами, уделяют и областные власти. В нашем регионе формируется кластер композиционных материалов и конструкций, в который компания «Полет» намерена войти всеми четырьмя своими предприятиями. Уже сегодня НПП «Полет» вносит весомый вклад в экономику Калужской области, сотрудничая с Людиновским машиностроительным заводом, с предприятием «Калугапутьмаш», с заводом «Ремпутьмаш».

Создание в Калужской области кластера композиционных материалов и конструкций, по мнению Валерия Щербакова, будет способствовать объединению усилий всех его участников, созданию новых рынков сбыта композиционной продукции, среди которых и автомобильная промышленность, и коммунальная сфера, и строительство. И, наконец, необходимо сообща позаботиться о будущей смене.

kosmos2

Страна испытывает острую нехватку квалифицированных инженеров, конструкторов. НПП «Полет» имеет огромный опыт по их подготовке. Более того, именно Валерий Тихонович Щербаков в свое время создал в ОНПП «Технология» модель целевой подготовки кадров, начиная со школьной скамьи: в обнинской школе №12 формировали подшефный класс с авиационным уклоном, откуда ребятам прямиком лежал путь в ОНПП «Технология», на базе которого действовал филиал кафедры композиционных материалов Харьковского авиационного института. Валерий Тихонович прорабатывает возможность вернуться к этой модели и создать кафедру или филиал кафедры композиционных материалов, технологий и конструкций для подготовки кадров кластера предприятий Калужской области.

Елена Колотилина

Both comments and pings are currently closed.

Комментирование закрыто.

Яндекс.Метрика

Дикая мята-2014