Путь к доверию – через диалог с жителями

tb

Мы обратились к депутату городского Собрания и председателю Комитета по жилищно-коммунальным услугам Татьяне Валентиновне Баталовой изложить свой взгляд на ситуацию, сложившуюся в сфере управления многоквартирными домами.

-По мнению руководителей управляющих компаний, кризис на рынке жилищно-коммунальных услуг носит уже системный характер. В свое время было озвучено предложение о создании в городе муниципальной управляющей компании, но далеко не все согласны с тем, что муниципальная управляющая компания в состоянии исправить положение дел, не лучше ли помочь ныне действующим компаниям выйти из кризиса? Ваш взгляд на эту проблему как депутата и председателя Комитета по ЖКУ?

-Сразу хотелось бы пояснить. Оказание прямой финансовой помощи управляющим компаниям (а это по форме собственности частные коммерческие организации) органы местного самоуправления по закону делать не могут. С другой стороны, действующее на сегодня законодательство позволяет управляющим компаниям, на общих собраниях собственников жилья в многоквартирных домах, утвердить экономически обоснованные тарифы на содержание и ремонт жилых домов. Это сложный процесс, но почему-то одни управляющие компании могут вести нормальный диалог с собственниками помещений, а у других этот диалог не складывается. Очевидно, что есть проблемы в структуре управления самих управляющих компаний. В тех случаях, где выполняются принятые обязательства, и есть доверие жителей, управляющие организации находят возможность получения согласия на изменение взаимоотношений. При этом собственники жилья, которые в Обнинске имеют самые низкие в регионе тарифы, должны понимать, что стоимость оказания услуг управляющими организациями в сегодняшнем виде точно не обоснованы экономически. Скажем, к примеру, стоимость вывоза мусора при его многократном увеличении в объеме не изменялась достаточно долгое время. Что касается создания муниципальной управляющей компании, при том, что по действующему законодательству это не является полномочиями муниципалитета, то это могло бы дать свои результаты. Во всяком случае, появляются дополнительные возможности осуществления контроля со стороны органов власти и гарантии выполнения принятых обязательств МУК со стороны муниципалитета. Влиять же на действия функционирующих управляющих организаций может только сторона договора на обслуживание, т.е. жители обслуживаемых управляющими компаниями домов.

-Управляющие компании и предприятия, оказывающие услуги в сфере ЖКХ, постоянно говорят о том, что у нас слишком низкие тарифы коммунальные услуги по сравнению с другими субъектами. В этом ли причина нынешнего кризиса на рынке ЖКУ? Каково Ваше мнение по этому поводу?

- Кризис на рынке ЖКХ носит системный характер, причем не только в Обнинске. Средний уровень собираемости, по оплате за оказанные услуги, составляет 95-97% , и по этому показателю задолженность населения предприятиям ЖКХ по стране перевалила цифру в 500 млрд. руб. Внятной процедуры санкций в отношении злостных неплательщиков не сформулировано. При существующем состоянии изношенности объектов инженерной инфраструктуры отрасль так и не стала привлекательной для инвестиций в нее частного капитала. Энергосервисные контракты практически не применяются. Очень сложно внедряются и различные инновации в этой сфере. Это в какой-то степени «недореформированная» отрасль. При этом хочу отметить, при наличии грамотного управленческого аппарата и квалифицированных сотрудников и при существующих тарифах некоторые управляющие компании осуществляют достаточно приличный уровень обслуживания. Но еще раз повторюсь, существующие тарифы для разного уровня комфортности домов не в полной мере экономически обоснованы. Хотя справедливости ради стоит сказать, что в течение предыдущих лет управляющие компании не проводили на должном уровне работу с жителями для решения вопросов по изменению тарифов на содержание.

- Некоторые управляющие компании, как один из выходов из ситуации предлагают, чтобы жители оплачивали счета за потребленные ресурсы напрямую организациям-поставщикам. Как Вы полагаете, это действительно могло бы улучшить положение УК?

-В первую очередь нужно менять сложившуюся систему взаимоотношений управляющих компаний и собственников. Например, после назначения Арбитражным судом в компанию ОСК конкурсного управляющего Игоря Глущенко, резко изменилась форма общения сотрудников с жителями. Грамотная и аргументированная позиция УК, обоснованные предложения на общих собраниях собственников, конструктивный и выдержанный диалог с жителями домов приносят свои плоды. Оказанная на достойном уровне услуга должна и может быть достойно оплачена. Как говорится, делай, что должно… В какой-то мере принятие решения о «расщеплении» платежей помогло остановить рост задолженности управляющих компаний ресурсникам. Но это же решение обнажило и другие проблемы. Если раньше управляющие компании имели некую возможность маневра для оплаты своих обязательств из общего объема поступающих платежей от населения, то сейчас возникают кассовые разрывы. Неплательщики, которые есть практически в каждом доме, при непосредственной оплате напрямую организациям-поставщикам, и с не до конца проработанной самой процедурой оплаты, будут создавать такие же проблемы для ресурсоснабжающих организаций, как и сейчас для УК. Только с куда более непредсказуемыми итогами. Напомним, законом определены такие формы управления: ТСЖ, управляющие компании и непосредственное управление. Непосредственное управление в многоквартирных домах практически не практикуется. На текущий момент, когда приняты решения об оплате средств на капитальный ремонт и аккумулировании их на счету регионального оператора, для многоквартирных домов создание ТСЖ со своим спецсчетом становится очень актуальным. Нужна инициатива от собственников в МКД.

-Каков Ваш прогноз развития событий в сфере ЖКУ города? Не ожидают ли нас новые банкротства УК?

-Прогнозы — неблагодарное дело. Некоторые руководители управляющих компаний говорят о таком развитии событий. Когда делаешь свою работу честно и на совесть, результат всегда есть. Если рассматривать процесс как достижение положительного результата, то само банкротство при определенных обстоятельствах есть преимущество. Такие примеры в новейшей истории города у нас есть. Например, финансовое оздоровление «Обнискгоргаз».

- Каковы, на Ваш взгляд, должны быть рычаги влияния Администрации на сферу управления многоквартирными домами? Ведь сегодня управляющим компаниям никто не указ, некому регулировать споры между УК и собственниками жилья, кроме как в судебном порядке?

- Администрация как собственник неприватизированного жилищного фонда выступает на стороне собственника. При голосовании на общих собраниях собственников жилья руководствуется законностью и экономически обоснованной целесообразностью. Взаимоотношения сторон процесса оказания жилищно-коммунальных услуг регулируются Жилищным Кодексом. Порядок взаимоотношений прописан в различных постановлениях по ЖКУ. Разногласия разрешаются в судебном порядке. Собственник жилья за свои деньги нанимает управляющую компанию для его обслуживания, и в их договорные отношения вообще-то никто не должен вмешиваться. Каждая из сторон имеет свои права и обязанности, а договором предусмотрены к тому же способы урегулирования споров и ответственность каждой из сторон.

-Вопрос по капремонту. По какому пути, на Ваш взгляд лучше пойти собственникам жилья: выбрать ТСЖ или регионального оператора?

- В идеале свою собственность нужно содержать самому собственнику. Собственник в многоквартирном доме отвечает за содержание и ремонт не только своей квартиры, но и части общедомового имущества, в размере своей доли. В каждом конкретном случае, в каждом конкретном доме есть свои особенности. В случае создания ТСЖ и наличия спецсчета на капремонт сам ремонт может проводиться «здесь и сейчас». В иных случаях решение о проведении капремонта принимает региональный оператор. Наш город еще относительно молодой по годам строительства жилья, поэтому капитальный ремонт региональный оператор по плану будет проводить у нас в городе очень не скоро. Хотя при этом жителям небольших домов, возможно, лучше накапливать средства у регионального оператора. Все помнят, что в советское время мы оплачивали сбор на капитальный ремонт. Государство через фонд реформирования ЖКХ по программе ремонтов, при условии софинансирования жителей, часть этих средств уже вложило в ремонты МКД. Хотя вначале этот процесс у нас в городе не получил активного отклика жителей. Когда собственники поняли, что ремонт по программе Фонда это реальность, Фонд уже начал работу по иному принципу. Сейчас нужно определяться, самим накапливать средства на спецсчете дома и делать ремонт в домах или ждать когда «добрый дядя» примет это решение за нас.

-Лифты, одна из серьезных проблем города. В свое время Вы говорили о необходимости выделения средств из бюджета города, чтобы замена лифтов не легла тяжким бременем на жителей. Что город сейчас может сделать для решения этой проблемы?

-Когда я возглавила комитет по ЖКУ, в план своей работы мы включили ряд предложений по модернизации жилищно-коммунального хозяйства нашего города. Очень радует, что часть тех предложений уже сегодня реализуется программно-целевым способом. Уже тогда была обозначена необходимость реализации целевой программы по ремонту и замене лифтов в городе. Однако, такая программа возможна только при софинансировании из федерального и регионального бюджетов. Уверена, если не искать решения какой либо проблемы, она сама собой не рассосется. В решении проблем модернизации лифтового хозяйства есть потребность жителей высотных жилых домов, есть потребность управляющих компаний в проведении освидетельствования лифтов. В тоже время есть возможности участия в решении этой задачи специализированных организаций, в том числе и из нашего города, но при этом не хватает законодательной базы в части полномочий. Будем искать помощь и необходимую поддержку у регионального и федерального законодателя.

- В январе этого года в Калуге начал свою работу региональный call-центр государственной жилищной инспекции, куда жители области могут обратиться по вопросам, относящимся к сфере ЖКХ. Вы могли бы сказать несколько слов о работе этого центра и указать телефоны для жителей нашего города? Будет ли открыт филиал этого центра в Обнинске?

-Открытие такого филиала в Обнинске предполагается. Специалисты регионального центра оказывают консультативную помощь жителям в решении проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также разъясняют гражданам их права и обязанности в данной сфере. Основным преимуществом службы является обеспечение оперативного взаимодействия населения с аварийно-диспетчерскими службами, предприятиями и организациями ЖКХ, с органами государственной власти и местного самоуправления. Телефонные линии калужского колл-центра работают круглосуточно. Свои вопросы, жалобы и предложения о работе жилищно-коммунальной сферы можно направлять по телефонам: (4842) 27 99 87; 8 800 450 00 60; 8 (800) 450-01-01.

Беседовала Антонина Сергеева

Both comments and pings are currently closed.

Комментирование закрыто.

Яндекс.Метрика

Дикая мята-2014