Право на образование

Павел Иванов

Важнейшую роль в процессе нормального функционирования и развития общества играет образование. Право на его получение — одно из ключевых прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации. В статье 43 основного закона государства так прямо и сказано: «Каждый имеет право на образование». В то же время проблемы современного образования очевидны: это и снижение качества российского образования, и низкие зарплаты учителей и воспитателей детских дошкольных учреждений, и проблема престижности профессии педагога.

А начинаются проблемы еще с детского сада. Ни для кого не секрет, что детских дошкольных учреждений в Обнинске не достаточно. Вернее, не хватает свободных мест в них. Объяснение простое: в девяностые рождаемость стала резко снижаться, и детские сады оказались полупустыми. Здесь еще важно отметить, что в нашем городе все дошкольные учреждения были ведомственными. И организации, чтобы снять с себя бремя содержания детских садов, в девяностые же и передали часть садов муниципалитету, а часть — частным структурам.

Сегодня страна постепенно начинает выбираться из демографической ямы, и в городе появилась реальная очередь в детские сады. В начале 2012 года в этой очереди свободных мест ожидали более 700 человек.

- Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов поставил нам задачу: в кратчайшие сроки полностью ликвидировать очередь в детские дошкольные учреждения, — говорит начальник Управления общего образования Администрации города Обнинска, кандидат педагогических наук Татьяна Волнистова.

Решаться эта проблема будет путем открытия дополнительных групп. К примеру, по одной такой группе будет открыто в детских садах №31 и в «Муравушке». В здании детского сада №35 на Маркса, 112 начнут работать четыре общеобразовательные группы, одна из которых будет ясельной, а коррекционная группа из этого сада переедет в помещение, которое сегодня занимает вневедомственная охрана. Там планируется провести ремонтные работы и восстановить прачечную с пищеблоком. В 38-м микрорайоне откроется новый детский сад — за его строительство отвечают региональные власти.

Организации, занимающие некоторые из бывших детских дошкольных учреждений, переедут по новым адресам, оставив здания дошколятам. Так Управление общего образования планирует переехать на Мигунова 7, а освободившаяся половина здания снова станет детским садом. Здесь заработают 4 новые группы. А после передачи в муниципальную собственность здания на улице Курчатова, 24, там будет открыт детский сад на 205 мест.

Одной из давних проблем являются низкие зарплаты работников сферы образования. По словам начальника Управления образования, решит эту проблему переход на новую систему оплаты труда для работников дошкольных учреждений. Это позволит, по расчетам специалистов, уже с сентября сделать среднюю зарплату воспитателей пока еще не выше, но существенно ближе к средним значениям по экономике региона. На решение этой задачи в текущем году из городского бюджета будет потрачено более 12 миллионов рублей.

- Дополнительно городом на детские сады выделено более 2 миллионов рублей для того, чтобы выполнить Постановление губернатора, и довести зарплату нянечек и обслуживающего персонала садов до 10 тысяч рублей, — говорит Татьяна Волнистова.

Повысили зарплаты и школьным учителям. С сентября 2011 года заработная плата учителя выросла на 40,8 процентов и превысила средние значения по экономике области. Поскольку зарплата работников школ – это полномочия региона, то регион берет на себя обязательства поддерживать ее не ниже, чем в среднем по экономике области.

По словам начальника Управления образования, с учителями в городе проблема. Во многих школах штат не укомплектован. Вернее, вакансии в городских школах закрыты все, но во многих школах они закрыты за счет того, что учителя берут дополнительную нагрузку. А был еще продолжительный период времени, когда молодые педагоги попросту не шли работать в школу.

- Не шли раньше, потому что зарплаты были крайне низкими, — поясняет Татьяна Волнистова. – Сейчас заработная плата педагога увеличилась, и многие молодые специалисты пришли в школу. Но их ведь нужно удержать! Надо понимать, что труд учителя – это очень непростой труд, поскольку мера ответственности очень высока, ведь это работа с детьми – это самое дорогое, что у нас есть.

Молодому педагогу нужно не только платить достойную заработную плату — его нужно окружить вниманием и заботой. Сейчас во всем городе в каждой школе действует система наставничества — за каждым новым молодым педагогом закреплен наставник, который помогает ему освоиться, поддерживает его.

Сегодня областное Министерство образования и науки, оценив ситуацию с количеством детей, зарегистрированных в комиссии по делам несовершеннолетних за различные правонарушения, решило усилить воспитательную работу в школах. В Министерстве образования и науки Калужской области разработаны методические рекомендации по совершенствованию воспитательной работы в образовательных учреждениях.

- Работа классного руководителя – это основа воспитательной работы в школе, — считает Татьяна Волнистова. – Именно классный руководитель знает свой класс, знает проблемы каждого ребенка в семье.

На практике же выходит, что не все учителя добросовестно подходят к классному руководству. Даже классные часы некоторые педагоги проводят нерегулярно — уроки по расписанию стоят, но фактически не проводятся. Не так уж хорошо некоторые классные руководители знают своих детей: чем они живут, какие у них проблемы.

Специалисты Минобразования направили в школы города рекомендации по формированию воспитательной системы в современных условиях развития общества. Заместители директоров школ по воспитательной работе посетили семинары, на которых обсуждались роль классного руководителя и усиление его влияние на созданную в коллективе атмосферу, где ребенок проводит практически целый день.

Однако не следует забывать, что школа лишь помогает родителям, поскольку именно на родителях лежит обязанность воспитывать ребенка, отвечать за его поступки.

- Проблема в том, что в последние годы на школу вылито слишком много негатива, — говорит начальник Управления образования. – При этом многие забывают, что ответственность за воспитание ребенка лежит именно на родителях, а школа — она в содружестве с родителями действует. Но все-таки основы воспитания, и основы нравственного воспитания, в том числе, закладываются в семье.

Однако в школе есть не только проблемы.

- К окончанию учебного года Управление образованием подходит с готовностью к проведению ЕГЭ — Единого государственного экзамена в 11 классе, — рассказывает Татьяна Волнистова. — Я предполагаю, что мы успешно преодолеем эти испытания и в этом году. Теперь вот только детям нашим нужно перейти через эту стрессовую ситуацию и получить хорошие аттестаты.

Сколько существует Единый государственный экзамен, столько же и ведутся споры вокруг него. Пока это единственная форма итоговой аттестации учащихся, однако в скором времени к сертификату ЕГЭ может добавиться еще и так называемое портфолио учащихся. Работа над этим ведется в Министерстве образования и науки России.

Портфолио — это такой пакет документов, который содержит информацию о личных достижениях учащихся во внеурочной деятельности, например, об участии выпускника в предметных Олимпиадах, художественной самодеятельности или спортивных мероприятиях. То есть, учитываться будет еще и другая сторона деятельности ребенка. Не только учебная.

- На сегодняшний день вузы принимают только сертификаты ЕГЭ, — поясняет Татьяна Волнистова. — Раньше были конкурсы аттестатов, а теперь при прочих равных условиях будут обращать внимание на портфолио обучающихся. Но это перспектива даже не этого учебного года.

По словам начальника Управления образования, сегодня взят курс на улучшение качества образования. Важно понимать всю сложность поставленной задачи, но также нужно понимать и важность ее реализации. В прошлом году одна из школ нашего города не прошла аккредитацию, другие школы не всегда подтверждают заявленный ранее статус – все эти события показывают, что приоритетной на сегодня задачей является работа над качеством образования.

Это не значит, что качеством образования озаботились только сегодня. Муниципальная система оценки качества образования была принята в Первом наукограде еще в 2008 году, а сегодня эта система совершенствуется, вырабатывается единый стандарт оценки качества образования. По городу он привязан к муниципальному заданию, исполнение которого контролирует Управление общего образования. В этих муниципальных заданиях тоже обозначены критерии оценки качества образования.

- Мы хотим, чтобы все наши дети, которые заявляются на ЕГЭ, успешно его сдавали и получали аттестаты, чтобы были удовлетворены качеством образовательных услуг, которые им предоставляют в образовательных учреждениях. Именно поэтому мы работаем над качеством, — говорит Татьяна Волнистова.

Работы по созданию муниципальной системы оценки качества образования – это лишь первый шаг. После модернизации муниципальной системы планируется встроить ее в обновленную региональную систему оценки качества.

Но здесь нужно не только уделять внимание квалификации педагогов, помогать им осваивать технологию работы по новым образовательным стандартам, не только готовить их к аттестации, но и создавать условия для обучения, а это, прежде всего, модернизация материально-технической базы образовательных учреждений.

- Хотелось бы не только увеличивать заработную плату, хотелось бы, чтобы совсем по-другому звучала эта профессия — учитель, педагог. Чтобы она зазвучала так, как это было когда-то, — говорит Татьяна Волнистова. — И нужно, несомненно, повышать престиж профессии. Профессия учителя — это почетно! Когда-то так и было, и мы хотели бы к этому вернуться.

Both comments and pings are currently closed.

Комментирование закрыто.

Яндекс.Метрика
afisha